BUROCRATS.RU / Страхование


Сегодня в Совете Федерации прошел "круглый стол", на котором рассматривалось финансовое положение государственных внебюджетных фондов в среднесрочной перспективе. К этим фондам относятся Пенсионный фонд России, а также Фонды обязательного медицинского (ОМС) и социального страхования и, строго говоря, от того, хватит ли денег у них на выполнение всех обязательств, зависит социальное благополучие большинства наших граждан.

По итогам обсуждения в Совете федерации картина сложилась в принципе не очень радужная. Все фонды, начиная с 2005 г., столкнутся с дефицитом средств, который спровоцирован снижением ставок единого социального налога (ЕСН). Последствия снижения ЕСН, как следует из прогнозов, подготовленных фондами, будут негативно сказываться на их судьбе и в дальнейшем.

Так, по расчетам Пенсионного фонда России, если пенсионное и налоговое законодательство останутся неизменными (1-й вариант), то к 2020 г. дефицит средств в распределительной пенсионной системе приблизится к 1 трлн. руб. Если будет принято решение о введении ежегодной индексации границ шкалы регрессии ЕСН и страховых взносов по росту средней заработной платы (2-й вариант), то размер этого дефицита будет все равно огромен - 822 млрд. руб. - но при этом к 2020 г. удастся достичь более высокого размера средней трудовой пенсии в 8438,78 руб. против 5958,53 руб. по 1-му варианту.

В то же время, год от года будет снижаться так называемый коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии, который показывает, какой процент от своего прежнего заработка получает человек в виде пенсии. В настоящее время этот показатель составляет 27,2%, и в случае реализации 1-го варианта к 2020 г. он составит лишь 11,6%, по 2-му варианту - 16,4%. Как отметил советник аналитического управления Совета Федерации Валентин Роик, по рекомендациям Международной организации труда коэффициент замещения должен составлять 40-50% заработка, а для Европы он установлен на уровне 55%. Именно к этой заветной цифре в 55% долгое время стремились и в России, однако в какой-то момент про нее просто забыли. По мнению В.Роика, скатывание к коэффициенту замещения ниже 20% поставит Россию в один ряд с африканским странам.

Не лучше обстоит дело и в обязательном медицинском страховании, за счет средств которого частично финансируется наше здравоохранение. При сохранении действующей системы профицита в территориальных фондах ОМС удастся добиться лишь к 2008 г, но при этом подушевой норматив финансирования базовой программы ОМС вырастет только до 2000 руб с 1507 руб в этом году. По словам заместителя директора Федерального фонда ОМС Натальи Климовой, 80 проц этого норматива уходит на заработную плату медицинских работников, которую планируют повышать, а значит, денег ни на что больше практически не останется.

Есть ли выход из этой ситуации? На круглом столе их было предложено несколько. Так, депутат Госдумы Валентина Савостьянова, озвучила свой "рецепт": отказаться от накопительной части пенсии и ввести ограничение на размер заработной платы, с которой взимается ЕСН.

Реализация первого предложения позволит увеличить объем средств в распределительной системе и частично компенсировать возникающий в ней дефицит. Для граждан это решение будет не очень существенным, поскольку накопительная надбавка к пенсии будет невелика. Это, кстати, подтверждается и расчетами ПФР: средний размер накопительной пенсии в 2012 г. (первый год, когда она начнет выплачиваться) составит 27,12 руб., и будет расти каждый год примерно на 80-90 копеек. Между тем, объем средств на накопительной части будет ежегодно увеличиваться за счет роста ставки (с 4% сейчас до 6 проц с 2008 г).

Реализация второго предложения с одновременным предоставлением налоговых льгот для граждан и работодателей позволит развить добровольные корпоративные и индивидуальные виды социального страхования.

Руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев считает, что все проблемы системы социального страхования кроются в ее повторном огосударствлении и попытках упрощения. Он напомнил, что в начале 90-х планировалось, что эта система будет автономна от государства, и будет управляться обществом, однако на практике этого не произошло.

"Недавно по какой-то причине из лекарственного обеспечения исключили страховые организации. По-видимому, решили сэкономить на контролерах системы. Из накопительной пенсионной системы вычеркнули с этого года самое активное население /граждан старше 1967 г.р./", - заявил он.

В своих рекомендациях участники круглого стола отметили необходимость создания национальной стратегии развития социального страхования, положения которой были бы научно обоснованы и увязаны с демографической ситуацией, политикой доходов, развитием налоговой системы, состоянием рынка труда. Идея принятия такой стратегии витает уже несколько лет, однако, существенных подвижек в этом направлении пока не происходит. Это значит, что кардинальных изменений в системе социального страхования в ближайшие годы ожидать не стоит. Тем, кто не хочет испытывать на себе "прелести" действующей системы и имеет денежные средства можно порекомендовать обратиться в частный сектор. Полный перечень услуг, оказываемых социальными фондами, предоставляется сейчас страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами /в части пенсионного обеспечения/. Как говорится, "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

105


© burocrats.ru

Яндекс цитирования Rambler's Top100