страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
Аналитика | Инвестиции | Пенсионный фонд построил коммунизм
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Пенсионный фонд построил коммунизм

Пенсионный налог на 80% идет на оплату уже начисленных пенсий, но даже сохранение оставшихся 20% не гарантировано работнику. Пенсионный фонд России умудряется тратить и чисто накопительную часть.

Много слов уже было сказано относительно новизны и справедливости новой модели пенсионной системы. Но фактически - не на словах, а на деле - она является почти что точным слепком старой распределительной системы. Правда сами представители Пенсионного фонда России (ПФР) считают, что старая система была не распределительной, а перераспределительной, но это уже вопрос терминологии - не более того.

Главный принцип всякой распределительной системы (или, если хотите, – перераспределительной) - наделение неработающих граждан средствами за счет поступлений от налогов активно трудящихся. Учитывая катастрофическое старение нации, количество неработающих на одного работника постоянно растет. В итоге, чтобы сохранить даже существующий уровень пенсий, необходимо постоянно увеличивать налоги и отодвигать возраст выхода на пенсию.

пенсионное самообслуживание

Чтобы хоть как-то смягчить социальный удар на трудящееся население, правительство объявило реформу пенсионной системы, главным лозунгом которой стало "Накопи себе на пенсию сам". Однако основная проблема, с которой столкнулись реформаторы, - необходимость выплачивать пенсии гражданам, завершившим свой трудовой стаж еще при старой пенсионной системе. Соответственно, необходимо было сохранить пенсионный налог как таковой. Но оставлять его в прежнем виде было нельзя. С другой стороны, сокращать его до минимума тоже было невозможно - это не спасло бы ситуацию. Оставить одновременно старый пенсионный налог и ввести новый - накопительные отчисления? Это привело бы к удвоению пенсионного налога, то есть к увеличению налоговой нагрузки на работодателей. А во время проведения пенсионной реформы параллельно с ней шла кампания по сокращению единого социального налога (ЕСН), в который в том числе входит и пенсионная составляющая.

В итоге вся реформа пошла по компромиссному варианту - "и мира не подписывать, и войны не вести". В одном налоге попытались сохранить вариации на тему старого и одновременно учесть новые веяния.

Всем известно, что базовая часть пенсионного налога теперь составляет 6% от фонда оплаты труда и полностью идет на оплату пенсий, рассчитанных по старой пенсионной системе. Также всем известно, что есть еще 14%, которые теоретически должны идти на накопление, так как называются "накопительная часть пенсионного налога". Но вся беда как раз и заключается в том, что из этих 14% только 4% идут на реальное накопление, а 10% учитываются в условно-накопительных счетах. Получается, что вместо реальных денег в ПФР хранятся условные цифры отчислений - то есть, грубо говоря, ведется учет "трудодней" .

Реальные же деньги снова идут на выплаты людям, уже вышедшим на пенсию. Это в ПФР называется "распределительная часть накопительной части пенсионного налога". Представители ПФР еще называют эту часть закамуфлированно "страховая часть пенсионного налога". Понятно, что это также берется из кармана ныне работающих. В итоге получается чистый коммунизм: "с каждого - по способностям (точнее, по зарплате), каждому - по потребностям (в разумных пенсионных пределах)".

В то же время, по мнению экспертов, решением пенсионной проблемы было бы накопление и инвестирование средств, отправленных на накопительные счета, - тогда бы деньги превращались в новые деньги. Мифические же деньги, понятное дело, дивидендов не принесут.

кто не рискует?

Ко всему прочему, никоим образом нельзя назвать эти условно-накопительные счета страхованием.

Страхование, как известно, бывает двух видов: рисковое и накопительное.

Всякое рисковое страхование построено на принципе больших чисел: взносы несут сотни, возмещение получают единицы. На первый взгляд вполне уместно предположить, что условно-накопительные счета - это как раз разновидность рискового страхования. Именно по базовой и страховой частям пенсионного налога рассчитываются выплаты гражданину при его выходе на пенсию ранее достижения пенсионного возраста. Чисто накопительная часть (4%) не учитывается при этом вовсе.

Но с другой стороны, страховая часть пенсионного налога выплачивается и тому гражданину, который достиг пенсионного возраста. Спрашивается, кто из граждан здесь рискует? Никто.

Рассмотрим гипотезу, что условно-накопительные счета - это накопительное страхование. Но в таком случае деньги, полученные в виде страховой части пенсионного налога, должны идти на инвестирование - как всякая страховая премия накопительного страхования. Но этого тоже не происходит. Следовательно, условно-накопительные счета никоим образом не могут считаться страхованием.

неприкосновенных - нет

Теперь остановимся более внимательно на чисто накопительной части пенсионного налога (4%). Выясняется, что и эта часть не может считаться неприкосновенным запасом работника. Согласно документам ПФР об исполнении бюджета за 2004 год, даже из накопительной части представители ПФР умудрились израсходовать 1,6 млрд рублей. Безусловно, учитывая общий размер накопительной части, поступившей в ПФР в 2004 году (83,8 млрд рублей), это мелочи - всего 2%. Но с какой стати, скажите, ПФР тратит деньги из накопительной части?! Как оказалось, по закону, ПФР не только вправе тратить накопительную часть пенси, но и не обязан раскрывать информацию, на что он их потратил!

Формально пенсионная реформа развивается. Фактически - она вообще не состоялась. Но все же выход из создавшегося положения есть. Нужно, с одной стороны, создавать тендеры на инвестиционные проекты, которые создадут рабочие места, начнут развивать производственные мощности и - в итоге - увеличат стоимость вложенных пенсионных отчислений работника. В будущем это позволит даже при существующем коэффициенте возмещения - 28% от средней заработной платы - за счет разницы в годах накопления (по нынешнему законодательству примерно 40 лет) и годах выплат (по нынешнему законодательству не более 20 лет) получать достойную пенсию. А если прибавить к этому пенсионные программы работодателя и собственные накопления работника, вполне можно говорить об уровне пенсии даже не в 50% от средней заработной платы, а в 70% и выше.

Борис Деревягин
09:55 | 16 августа 2005 г.
О проектеРекламаКарта сайта