страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
О чем пишут | Инвестиции | Большое дело
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Большое дело

В России в настоящее время имеется лишь немногим более миллиона малых предприятий, на долю которых приходится 12% валового внутреннего продукта страны и 12% рабочих мест. Хотя доля малого бизнеса в России остается незначительной, она быстро растет. В 2005 году продукция малого бизнеса в долларовом исчислении выросла на 343% по сравнению с 2000 годом. Для сравнения: рост номинального ВВП в долларах за тот же период составил 194%. Приблизительный расчет на основании итогов 2005 года показывает, что каждый процентный пункт прироста доли продукции малых предприятий в ВВП при прочих равных прибавляет к его росту дополнительные 0,10-0,15%. Другими словами, если бы вклад малого бизнеса в ВВП увеличился в следующем году с текущих 12% до 15%, то предполагаемый темп роста валового внутреннего продукта в 2007 года вырос бы до 6,6-6,7%.

Как и в странах ОЭСР, малый бизнес в России – это в основном торговля и общепит, которые составляют 46% сектора (доля промышленности – 12%, строительства – 11%). Такая структура развития выгодна крупным корпорациям. Рост экономической активности ведет к большему спросу на услуги операторов мобильной связи (МТС и "Вымпелкома"). Малый бизнес, связанный с оптово-розничной торговлей и общепитом, выгоден автомобильным компаниям (таким, как ГАЗ), так как формирует повышенный спрос на легкие грузовики. Кроме того, рост числа ресторанов и баров, традиционных объектов малого бизнеса, выгоден компаниям пищевого сектора ("Балтика", "САН Интербрю", "Вимм-Билль-Данн"). Малый бизнес не только связывает их с потребителем, но и помогает осуществлять региональную экспансию товарных потоков и брэндов.

Как показывает опыт Центральной и Восточной Европы, малый бизнес играет важную роль в реструктуризации экономики и в привлечении иностранных инвестиций. В России крупные предприятия часто имеют избыточный штат. Рост конкуренции и затрат будет стимулировать их к реструктуризации и экономии средств. Несмотря на политический и социальный аспекты, эти процессы обязательно повлекут за собой новую (после 1990-х годов) волну сокращения штатов. Часть увольняемых примет сегмент малого бизнеса.

Обеспечение занятости – одна из самых важных экономических функций малых предприятий. Например, большинство предприятий в Европе – малые и средние. При этом большинство из них – микропредприятия, где занято менее десяти человек. В России малые предприятия (исключая предприятия среднего размера) составляют только 20% всех фирм, то есть налицо значительные резервы роста и увеличения социальной значимости малого бизнеса.

В показатели роста малого бизнеса за последние четыре года ощутимый вклад внесли и улучшения в части регулирования – были начаты реформы законодательства в области налогообложения (введение "упрощенки") и лицензирования, сделан шаг к облегчению регистрации малых предприятий. Важным шагом стала реформа банковского сектора, в частности, запуск в 2005 году системы кредитных бюро как основы для доступа малых предприятий к банковскому финансированию.

Старые проблемы

Хотя текущая тенденция позитивна, в международном сравнении сегмент малого бизнеса в России остается крошечным. В Центральной Европе и странах Балтии, так же как в западных странах, малые предприятия обеспечивают 50-80% ВВП. Следует, однако, отметить, что прямое сравнение здесь затруднено, так как в России малое предприятие определяется как компания, где работают менее 100 человек, а в большинстве других стран малыми и средними фирмами считают компании, где занято менее 250 человек. Возможность определения малого предприятия в соответствии с международными стандартами сейчас рассматривается в правительстве, и их предполагаемое введение позволит более точно представлять состояние малого бизнеса.

Огромной проблемой на пути развития малого бизнеса в России является коррупция, в том числе прямое взяточничество. Как показывают данные Всемирного банка, в России проще, чем во многих других странах, открыть малое предприятие, но действует оно в бюрократически более агрессивной среде, чем в странах ОЭСР. Много времени занимает получение разрешений и ликвидация фирмы. Снятие бюрократических барьеров, по нашим оценкам, может за пять-шесть лет удвоить долю малого бизнеса в ВВП страны и добавить 1,6% к его ежегодному росту.

Как показывает статистика, в 2005 году рост выпуска продукции малых предприятий в долларовом выражении несколько замедлился. Более того, большинство новых малых предприятий сегодня, как и в начале 1990-х, создается в торговле и сфере услуг, а доля малого бизнеса в промышленности, наоборот, сокращается. Отчасти это может объясняться тем, что малые предприятия вырастают и переходят в сегмент среднего бизнеса. Но и в этом случае снижение числа малых предприятий в промышленности говорит о высоких барьерах для входа в отрасль, отражает рост импорта в результате укрепления рубля и отсутствие доступа к финансированию.

Дефицит финансирования – еще одна ключевая проблема малого бизнеса в России. Достоинства малого предприятия – низкие издержки, высокая мобильность и инновации в качестве конкурентного преимущества. Но у малых предприятий нет активов – им нечего предложить в качестве залога по кредитам. Венчурное же финансирование в России находится в зачаточной стадии, а профессиональные инвесторы не замечают "малышей", пока растут цены на нефть и биржевые индексы.

Привлекательное будущее

Роль предпринимательства и малого бизнеса в современной экономике огромна. Они стимулируют конкуренцию, обеспечивают диверсификацию экономики на региональном уровне, способствуют инновациям и расширяют экспортные возможности страны. Малые предприятия также имеют потенциальную возможность стать в будущем публичными. Хотя многие из российских компаний, акции которых в настоящее время торгуются на бирже, возникли из крупных советских структур или на основе масштабных активов, есть примеры компаний, которые начинали с малого и быстро выросли, завоевав известность и выйдя на фондовый рынок.

Основатели компании "Рамблер" начинали с создания локальной компьютерной сети в пущинском Институте биофизики в 1991 году, а в 1996 году запустили собственный интернет-поисковик; сегодня капитализация "Рамблера" достигает полумиллиарда долларов. Основатели "Вимм-Билль-Данна" в 1992 году начали бизнес с кредита в размере $50 тыс. Сегодня биржевая капитализация ВБД достигает 1,7 млрд.

Это лишь самые яркие примеры. О планах провести IPO заявляют десятки российских компаний, которые еще десять лет назад были малыми предприятиями. Будущее их нынешних последователей будет зависеть от действий правительства по ограничению бюрократии и упрощению процедур надзора за малыми предприятиями; от активности в финансировании перспективных малых предприятий со стороны частных инвесторов и гибкости кредитных организаций; от инвестиционного климата, который позволит открыть малый бизнес России для иностранных инвестиций, в том числе венчурных.

Питер Уэстин, ведущий экономист МДМ-банка

Питер Уэстин (КоммерсантЪ )
16:48 | 30 ноября 2006 г.
О проектеРекламаКарта сайта