страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
О чем пишут | Общество и политика | 
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

"Третий закон" в действии?

Праздник гражданского непослушания в России набирает обороты.

И речь не об акциях оппозиции — они как раз совершенно нормальное явление для демократической страны, как бы ни относиться к лозунгам митингующих. А вот спиливать кресты и рисовать свастики на синагогах — ненормально для любого общества, вне зависимости от уровня его религиозности. Но — спиливают и рисуют. На днях некий г-н ПИОТРОВСКИЙ, санкт-петербуржец с немецким паспортом, с криком "За Пусси Райот!" на глазах у прихожан облил чернилами одну из самых почитаемых православных икон. Теперь ему грозит целых 5 лет — если, конечно, судмедэксперты признают его вменяемым.

Известный репрессивный принцип "Наказать одного, чтобы другим неповадно было" перестал работать. Известные девочки спели в храме — их "наказали примерно", однако это спровоцировало настоящую волну антицерковного вандализма. А в былые годы, что характерно, подобных инцидентов не то чтобы не было совсем — были, но в количествах, равных, как принято говорить, "статистической погрешности". Судите сами: 2003 год — один случай, в городе Орле (хулиганы ночью пробрались в церковь и подожгли её). 2004 год — один случай, уже в Екатеринбурге (измазан краской поклонный крест на месте расстрела царской семьи). 2005 год — один случай, плюс еще 2 в Украине и Беларуси. Причём везде — тайком, ночью: где-то окно разбили, где-то свастику нарисовали. 2006 год — один грабёж с поджогом (Волгоград) и одна пьяная выходка шпаны, косящей под "сатанистов", в Нижнем Новгороде. В 2007 году случился первый всплеск хулиганских выходок на антирелигиозной почве: 25 инцидентов, причём в отношении православных храмов — всего 6, в остальных случаях страдали мусульмане, иудеи, католики и протестанты. А в нынешнем году — вдруг взяло и заполыхало по всей Руси-матушке: там крест спилят, тут краской икону обольют, а где-то и вовсе "коктейль Молотова" в церковное окно кинут. Что же произошло?

Ответ на этот вопрос лежит в плоскости третьего закона старика Ньютона: "Сила действия равна силе противодействия". Противодействия как (в том числе и) реакции общества на "одичание нравов" в самой церковной среде. Совсем свежий случай в городе Всеволожске под Санкт-Петербургом, где православный протоиерей из-за пустякового конфликта на дороге поколотил двух пожилых дам с криком "Меня всё равно не накажут!" А что? Не наказали же парочку "православных дружинников" на Павелецком вокзале Москвы, которые при всем честном народе сорвали с некоего гражданина "оскорбительную" футболку, а потом устроили шабаш на театральном спектакле — их даже в милицию для составления протокола не забрали. Или пошедшие в последнее время валом сообщения о безобразных ДТП с участием священнослужителей — ни по одному из них пока даже уголовного дела не завели. Всё это, мягко говоря, общественность несколько раздражает — особенно на фоне разительного контраста между "глубинкой", где многие храмы до сих пор лежат в руинах, и столичными суперсоборами, построенными на деньги государства; между бедственным положением деревенского батюшки, едва сводящего концы с концами, — и ВИП-прелатами с часами Patek Philippe за 100 000 долларов, "прикидом" от "Луи Виттон" и "Бриони", 3 иномарками в гараже и загородными домами на Рублёвке. Это, если вкратце, причины невиданного в истории страны охлаждения общества к Церкви. Невиданного, потому что гонения на неё в послереволюционные годы были навязанной силой волей верхов, а сейчас рядовые граждане начинают испытывать неприязнь сами, и даже вопреки власти. Следствие этого отчуждения — то, что огромное количество людей восприняло выходку "Пусси Райот" если не одобрительно, то снисходительно.

И власть со своей нарочито-жёсткой реакцией лишь подогрела это напряжение в обществе. Чрезмерное, с точки зрения граждан, наказание мигом сделало из малоприятных "панкуш", любительниц групповых оргий в музеях, героинь и мучениц. И по факту освободило их от наказания. Ведь наказание лишь тогда наказание, когда осужденный страдает и от приговора суда, и от презрения общества. А здесь гражданочки сидят, отлично зная, что на воле они обожаемые звёзды. Что, кстати, наверняка сказывается и на тяжести их режима содержания: койка у окна, лучшая пайка…Граждане с пограничным состоянием психики все эти настроения общества отлично ощущают. Что у других в уме — у них на кулаке. Не просто идут громить, а идут демонстративно, надеясь получить такой же заряд людского одобрения. Напрасно, кстати: запас восторгов исчерпан, тема "уходит".

Пытаясь как-то вывести ситуацию из клинча, и Церковь, и государство пока, увы, предпочитают идти по пути лобового закручивания гаек. В Госдуме появился законопроект о наказании за оскорбление чувств верующих. Проблема даже не в том, что понятие "оскорбление" очень расплывчато — а сажать при этом будут живых людей на реальные тюремные сроки. При нынешнем состоянии правосознания госчиновников, несовершенстве правоохранительных и судебных структур и отсутствии реальных механизмов гражданского контроля за Фемидой такой закон можно весьма успешно применять как "дубину". Например, против журналистов, имеющих неосторожность поинтересоваться, откуда у казанского протоиерея, проповедующего пастве евангельские идеалы бедности, три иномарки и загородный дворец. Или на каком основании монастырь отбирает у больных детей лечебный корпус. Или почему рабочие предприятия, принадлежащего крупной епархии РПЦ, столько месяцев подряд не получают свою кровно заработанную зарплату. А вот ещё можно чиновников, которые не выделят землицу для трехсот храмов в одном городе, по судам затаскать... Вариантов масса.

Вот только отношение к верующим всё это лишь ухудшит. Ибо третий закон Ньютона. Проверено.

Согласно третьему закону Ньютона, сила действия равна силе противодействия.

Евгений СУСОРОВ Вечерний Екатеринбург ( Свердловская область )
25 сентября 2012 г.

О проектеРекламаКарта сайта