страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
О чем пишут | Налоги | ГИБДД станет мытарем
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

ГИБДД станет мытарем

При прохождении техосмотра в ГИБДД автовладельцам, возможно, уже в этом году, придется предъявлять квитанцию об уплате транспортного налога. Осенью Госдума рассмотрит соответствующие поправки к закону "О милиции", внесенные сенаторами Евгением Бушминым, Татьяной Поповой и Вячеславом Новиковым. Необходимость внесения поправок обосновывается плохой собираемостью налога: в 2005 году недосчитались 30% сборов.

Глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации "Транспортный налог", которая вступила в действие 1 января 2003 года, кардинально изменила взаимоотношения государства и владельцев транспортных средств. Процедура уплаты денег в казну при старом порядке была неотделима от процедуры прохождения технического осмотра. Заплатил деньги, прошел техосмотр и можешь ехать. Не внес платеж в дорожный фонд - техосмотр пройти нельзя и ездить, соответственно, тоже.

Сейчас все по-другому. Налоговики занимаются сбором налога, а сотрудники ГИБДД - транспортными средствами, что в принципе логично. Впрочем, кое-какая коммуникация между ними существует. Так, согласно статье 85 Налогового кодекса, ГИБДД обязана сообщать сведения об автомобилях и их владельцах в налоговые органы в течение 10 дней со дня регистрации машины. Собственно, основываясь на этой информации, налоговики и рассчитывают сумму налога, а затем посылают владельцу транспортного средства уведомление и квитанцию.

Впрочем, на деле ситуация выглядит совсем иначе. Чаще всего информация зависает где-то между госструктурами на несколько месяцев, а иногда и больше. В итоге нередки случаи, когда квитанции об уплате транспортного налога приходят к людям, давно продавшим машину.

Отсутствие нормального взаимодействия ГИБДД и налоговиков, а также старой системы контроля за уплатой налога в процессе техосмотра, естественно, привело к существенному ухудшению собираемости налога. В 2005 году транспортный налог был начислен в размере 21,5 млрд. рублей, а его поступления составили лишь 14,8 млрд. рублей. То есть около 30% начисленного налога осталось не собрано.

Исправить ситуацию решили сенаторы Евгений Бушмин, Татьяна Попова и Вячеслав Новиков. Заниматься улучшением системы взаимодействия между органами власти они не предлагают. Вместо этого они внесли в Госдуму поправки в закон "О милиции", предусматривающие, что для прохождения техосмотра в ГАИ будет необходимо предъявить квитанцию об уплате транспортного налога. Ничего принципиально нового в предлагаемой сенаторами системе нет - фактически она возрождает методику сбора транспортного налога, отмененную три года назад.

Естественно, поправки одобряют далеко не все. Депутат Государственной думы Виктор Похмелкин сказал "Газете", что категорически против подобной поправки в принципе. "Каждая организация должна заниматься своим делом, и не нужно заставлять людей платить налоги путем лишения права пользования автомобилем", - уточнил он. И предложил альтернативный вариант взимания дорожного налога: "Надо включить транспортный налог в стоимость автомобильного топлива. Тогда и коррупции не возникнет, и платить будет больше тот, кто больше ездит, - все справедливо. В этом случае ни квитанций, ни шантажа под угрозой невыдачи техосмотра не будет. Налоговые органы будут собирать плату с владельцев бензоколонок".

Понятно и то, что нововведение не порадует всех без исключения автовладельцев. Даже честные налогоплательщики могут оказаться в трудной ситуации. Если они потеряют квитанцию, им придется лишний раз обращаться в инспекцию либо платить налог во второй раз. Автовладельцы фактически лишаются возможности оспаривать действия налоговых органов - под угрозой запрета на пользование своим транспортным средством они будут вынуждены заплатить любой налог, даже неправильно рассчитанный. В конце концов, гражданин может просто не получить уведомление от налоговых органов о необходимости уплатить налог - по вине той же ГИБДД. И в этой ситуации он уже будет вынужден сам обращаться в налоговую инспекцию, чтобы узнать, не должен ли он заплатить.

Между тем вероятность принятия поправок оценивается высоко. Переплата налогов поможет налоговикам покрывать имеющийся недобор без усиления работы с неплательщиками. А это для государства наверняка важнее, чем удобство автовладельцев.

Дмитрий Липкин (Газета )
15:08 | 19 июля 2006 г.
О проектеРекламаКарта сайта