страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
О чем пишут | Банки | Кредит хорошо, а карта лучше
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Кредит хорошо, а карта лучше

Обороты розничных торговых сетей все меньше зависят от кредитов, выдаваемых банками на приобретение бытовой техники и электроники. Существенных потерь банкирам это не сулит, поскольку вовсю растет использование кредитных карт.

Еще несколько лет назад российские банки не спешили делегировать своих представителей в магазины, и "Русский стандарт" долгое время оставался чуть ли не единственным кредитором покупателей. Однако затем ситуация поменялась - за соседними столиками в одной торговой сети стали размещаться менеджеры разных банков, а сами магазины начали взимать с банков арендную плату, хотя ранее банки "расплачивались" с ними увеличением объемов продаж за счет выданных ими кредитов.

Настоящий бум потребкредитов на приобретение бытовой техники и электроники был в 2004 г., тогда практически любая рекламная кампания торговой сети делала акцент на возможность воспользоваться ими, вспоминает Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью "Техносилы". У некоторых сетей на продажи в кредит приходилось более половины общего оборота, добавляет зампред правления Инвестсбербанка Максим Чернущенко.

Теперь же этот показатель падает. Так, в "Техносиле" в первом полугодии этого года за счет потребкредитов было совершено 31% покупок, хотя годом ранее - 36%, а в "М.Видео" - 23% вместо 30%. В "Мире" за январь - июнь доля таких продаж не превысила 30%. Сведениями за первое полугодие прошлого года пресс-служба сети не располагает, а по итогам всего года этот показатель там составил около 35%, говорит ее сотрудник. Получить данные от "Эльдорадо", одной из крупнейших сетей, торгующих бытовой техникой и электроникой, вчера не удалось.

Рынок бытовой техники и электроники растет менее стремительными темпами, отмечает Сенюк. Продажи в кредит смещаются в сферу торговли недвижимостью и автомобилями. Доходы населения увеличиваются, поэтому люди могут расплатиться за бытовую электронику, не прибегая к займам, объясняет пресс-секретарь "М.Видео" Надежда Киселева.

Сокращение продаж техники в кредит не означает падения спроса. Просто банки переводят наиболее качественных заемщиков на кредитные карты и магазины не могут идентифицировать такие покупки как кредитные, поясняет аналитик Райффайзенбанка Максим Раскоснов. "Банкиры не хотят делиться доходами с магазинами, - добавляет он. - К тому же сейчас кредитные карты - менее конкурентный и более рентабельный бизнес [по сравнению с потребительским кредитованием]". Так, эффективная ставка по валютным кредитным картам у "Русского стандарта", по его собственным признаниям, в прошлом году составила 63,8%, а по рублевым - 68,6%, тогда как потребительские кредиты и автокредиты принесли банку всего 43,6% (в 2004 г. - 52,1%, в 2003 г. - 63,6%). За полгода, по оценкам Раскоснова, ставки на рынке снизились, но "карточные" ссуды по-прежнему приносят банкам больше - в среднем 55-60% годовых, тогда как остальные - 40-45%.

Приблизительно 70% тех, кто погасил потребкредит, получают кредитные карты, а размер задолженности по ним в среднем в 2,5 раза больше, чем по обычным кредитам, отмечает Чернущенко. Но покидать стены магазинов банки не планируют - это по-прежнему интересный бизнес и отличный способ привлечения клиентов, уверяет Чернущенко. Более того, "Русский стандарт" пообещал инвесторам увеличивать свое присутствие не только в ведущих, но и в небольших магазинах. Не стали менее значимы банки и для ритейлеров. "Доля продаж в кредит по-прежнему существенна, и мы ее будем стремиться увеличивать, в том числе за счет маркетинговых акций", - говорит Сенюк из "Техносилы".

Василий Кудинов, Елена Мязина, Татьяна Романова (Ведомости )
11:26 | 16 августа 2006 г.
О проектеРекламаКарта сайта